![]() |
![]() |
![]() |
Микроклимат в банках |
25-02-2023 |
Через открытый рынок ценных бумаг центральный банк проводит регулирования денежной массы в обращении. Зкуповуючи ценные бумаги центральный банк расширяет объемы денежной массы, а при обратной операции, то есть выбрасывая на вторичный рынок ценные бумаги, центральный банк уменьшает объемы денежной массы. Для стран с развитой экономикой это самый простой способ для центрального банка регулировать денежную массу. В таком случае на вторичном рынке ценных бумаг предусматривается большое количество участников рынка (а не только коммерческих банков). Отечественный вторичный рынок недостаточно развит и мы лишь стремимся к расширению круга его участников и проведения операций на открытом рынке, как это происходит в странах с развитой экономикой.
Выполнение функций дилера на вторичном рынке ОВГЗ, которые связаны с регулированием объемов денежной массы, находящейся в обращении, относится к уставной деятельности Национального банка. Такое влияние на объемы денежной массы осуществляется путем заключения сделок купли и продажи ОВГЗ на биржевом и внебиржевом рынках. В связи с этим НБУ ведет и поддерживает на соответствующем уровне ликвидности портфель ОВГЗ, которые находятся в его собственности. Эти облигации в случае необходимости могут быть предложены к продаже, чтобы изъять из обращения избыточную денежную массу.
Необходимым условием осуществления такого регулирующего воздействия является достижение необходимой стабильности ценовых условий реализации соглашений, заключаемых с ОВГЗ на вторичном рынке. Эта стабильность в настоящее время обеспечивается за счет выхода на биржевой рынок уполномоченных лиц НБУ. Их полномочия определяются условиями договора между Национальным банком и учреждением, осуществляющим биржевые торги ОВГЗ. Таким лицам предоставляется право:
* подавать заявки на участие в биржевых торгах в качестве покупателей и продавцов ОВГЗ;
* приостанавливать или прекращать биржевые торги в случае отклонения от установленного уровня цен на ОВГЗ по сравнению с ценовыми условиями продажи, установленными на предыдущих торгах;
* не допускать отдельные заявки коммерческих банков, имеющих неудовлетворительное финансовое состояние, нарушают экономические нормативы, не придерживаются требований действующего законодательства.
При условии роста масштабов купли-продажи ОВГЗ и объемов сделок на внебиржевом рынке его сегменты обусловят необходимость введения института кроме коммерческие банки, которым на основании соглашения с Национальным банком предоставляются отдельные преференции (в том числе приобретение ОВГЗ на первичном рынке) при условии осуществления ими операций, направленных на обеспечение стабильности обращения облигаций на вторичном рынке. Такие обязательства банков могут быть реализованы при открытых ценах на ОВГЗ на внебиржевом рынке. В связи с этим в действующее законодательство по вопросам функционирования рынка ценных бумаг необходимо внести правовую норму относительно предоставления участниками биржевых систем, на которых производится котировки ОВГЗ, информации о ценовые условия и объемы заключенных сделок с облигациями на внебиржевом рынке. Такая информация подлежит распространению среди участников рынка и опубликованию в официальных изданиях бирж.
Добавить комментарий: